В любом мотоциклетном двигателе для уплотнения соединяемых плоскостей применяются различные прокладки. Обычно в отечественных и изготовленных в бывшей Чехословакии двигателях было по две основных прокладки — между картером и цилиндрами, и между картером и его левой крышкой. Чемпионами же по количеству прокладок считаются «ИЖи». У «Юпитера» есть просто экзотическая прокладка крышки полости маховика, а у «Планеты» уплотняется еще и крышка коробки передач.
Однако в последнее время многие мотоциклисты отказались от сложных в изготовлении бумажных прокладок, используя при этом различные герметики, которых сейчас появилось великое множество. Например, двигатель «оппозита» можно собрать с применением какого-нибудь «Гермесила» без единой картонной прокладки.
Несколько иначе обстоит дело с «двухтактниками». В принципе, любое соединение и здесь можно выполнить, используя герметик. И если при стягивании сопрягаемых плоскостей, например, в соединении картера с цилиндром, излишки герметика выдавливаются из стыка и незначительно «вылезают» в проходное сечение перепускных каналов — не беда. Ведь даже фирменная прокладка не всегда идеально совпадает с перепускными каналами из-за разброса размеров при литье картеров в массовом производстве.
И все-таки из-за необходимости довольно часто заглядывать в сцепление и высоких требований к мощности двигателя большинство мотоциклистов и под цилиндр и под левую крышку картера устанавливают классические прокладки. Для их изготовления подойдут тонкий паронит, прессшпан или любой плотный картон, например, от обувной коробки.
Рассмотрим это на примере прокладки под цилиндры для «Явы-638». Чертеж, когда-то опубликованный «Чехословацким Мотор-Ревю», настолько сложен, что скорее годится для изготовления пресс-формы. На практике все гораздо проще.
Берется лист материала размером примерно 220Х120 мм и на нем размечаются две оси симметрии. Затем вычерчиваются и вырезаются два отверстия ∅66 мм и восемь ∅11 мм (рис. 1). Остается только смазать каким-нибудь маслом очищенную поверхность картера и, надев заготовку прокладки на шпильки цилиндров, прижать ее к масляной поверхности. На картоне отпечатаются точные контуры картера. Нужно лишь поработать ножницами — и вы получите прокладку, идеально подходящую к данному двигателю.
Для тех же, кто всякую работу любит выполнять с блеском, мы приводим чертежи различных просечек. С их помощью даже изготовление сложных прокладок превращается в удовольствие.
Прежде всего это классические просечки для изготовления технологических отверстий различного диаметра в мягких прокладках (рис. 2 а, б). Комбинированная просечка (рис. 2 в) дает возможность получать всевозможные шайбы. К тому же просечкой большого диаметра удобно вырубать внутренние кривые больших прокладок.
Для изготовления просечек понадобятся токарный и шлифовальный станки и муфельная печь. Из прутка (рекомендуемый материал — стали типа ХВГ, 9ХС) вытачивается деталь с припуском на шлифовку, после чего ее необходимо термообработать до твердости 42-М5 единиц по Роквеллу, а затем обработать на кругло-шлифовальном станке до требуемых размеров.